Сегодня, 8 февраля, — День российской науки. Появился он благодаря человеку, который основал и Таганрог. А недавно 50-летие отметил Научно-исследовательский институт многопроцессорных вычислительных систем имени академика А.В. Каляева Южного федерального университета (НИИ МВС ЮФУ) – таганрогский институт, расположенный в специально для него построенном здании возле Петровского сквера, неподалеку от памятника Петру I. Его создателем в свое время стал Анатолий Васильевич Каляев – академик РАН, почетный гражданин Таганрога; институт по праву носит его имя, а перед институтским корпусом установлен его бюст.

29 декабря 1972 года Совет Министров РСФСР принял постановление об организации при Таганрогском радиотехническом институте (ТРТИ) Научно-исследовательского института однородных микроэлектронных вычислительных структур (НИИ ОМВС).

10 января 1973 года был издан приказ Министра высшего и среднего специального образования РСФСР об организации НИИ ОМВС при ТРТИ. Вскоре этот НИИ по отдельным направлениям вышел на лидирующие позиции не только в СССР, но и в мире.

Основными сферами деятельности НИИ МВС ЮФУ являются: интеллектуальные информационно-управляющие системы, нейропроцессорные системы, высоконадежные управляющие комплексы объектов атомной энергетики, технологии мультиагентного взаимодействия в распределенных вычислительных и управляющих системах, микросенсорные системы сбора и обработки информации.

Игорь Каляев и Владимир Коробкин проводят исследование алгоритмов системы управления

Одно из направлений деятельности НИИ МВС — разработки для атомных электростанций (АЭС).

В середине 1999 года директор Волгодонской АЭС обратился в Таганрогский радиотехнический университет по поводу разработки системы управления: было принято решение о ренессансе атомной электроэнергетики в России, о достройке первого блока Волгодонской АЭС. При проведении ревизии всего имеющегося оборудования выяснилось, что установленная там система управления перезагрузкой топлива была изготовлена в Ташкенте еще в 1986 году. Она была разработана еще на ЭВМ «Электроника-60». И, конечно, не удовлетворяла новым требованиям по безопасности эксплуатации атомных станций. И мы в 1999-м году первыми в России занялись модернизацией системы перезагрузки ядерного топлива. Так таганрогский НИИ МВС открыл для себя атомную тематику.

«Многопроцессорную и многосетевую систему управления мы разработали уже в 2001 году, но некому было провести модернизацию перезагрузочной машины, работающей в реакторном отделении. В 2003 году усилиями генерального директора ОАО «Атоммашэкспорт» Сергея Владимировича Куликова была создана команда специалистов, которая могла это сделать. И мы совместно с «Атоммашэкспортом» провели модернизацию энергоблока № 1 Волгодонской (ныне – Ростовской) АЭС. Мы первыми в России на действующем энергоблоке провели модернизацию перезагрузочной машины и полностью заменили систему управления этой машиной. Нам на это хватило 5-и суток. Это был рекорд. Через две недели после нас подобную операцию провели наши петербургские коллеги – на третьем энергоблоке Калининской АЭС», —

рассказывает Владимир Коробкин.

В дальнейшем в создании технологии интеллектуального управления АЭС совместно участвовали специалисты целого ряда организаций и предприятий: концерна «Росэнергоатом», ОАО «Атоммашэкспорт», завода «Атоммаш», Ростовской и Нововоронежской АЭС, ОКБмашиностроения им. И.И. Африкантова.

Главную роль в этой совместной работе играл коллектив ученых ЮФУ. Руководил всей работой доктор технических наук, член-корреспондент (ныне – академик) РАН Игорь Анатольевич Каляев, главным конструктором стал Владимир Владимирович Коробкин: они отвечали за создание «мозга» всего комплекса – за его управляющую систему и ее программное обеспечение, гарантирующее эффективное и отказоустойчивое взаимодействие отдельных подсистем. Наряду с ними в состав научного коллектива вошел Эдуард Всеволодович Мельник – доктор технических наук, заведующий отделом информационных технологий и процессов управления ЮНЦ РАН. В 2016 году эти трое ученых были отмечены: они стали лауреатами премии правительства Российской Федерации в области науки и техники по теме «Разработка технологии интеллектуального управления, создание и внедрение на российских и зарубежных АЭС роботизированного транспортно-технологического комплекса перегрузки ядерного топлива».

Первый блок Ростовской АЭС. 2005 год

«Важнейшим параметром экономической эффективности работы энергоблоков АЭС является коэффициент использования установленной мощности (КИУМ). Его можно повысить путем сокращения периода непродуктивного простоя энергоблоков при проведении ежегодных регламентных работ по выгрузке отработанного и загрузке свежего ядерного топлива. Это осуществляется с помощью специального транспортно-технологического комплекса (ТТК). Он включает в свой состав машину перегрузочную (МП), управляющую систему (УС), системы контроля герметичности и разновысотности тепловыводящих сборок. Проблема повышения энергоэффективности АЭС решена за счет применения инновационной технологии интеллектуального управления ТТК. Она обеспечивает сквозную роботизацию операций, выполняемых ТТК в процессе перегрузки ядерного топлива», —

отметил Игорь Каляев

Разработанный таганрогскими учеными транспортно-технологический комплекс нового поколения позволяет сократить общее время перегрузки ядерного топлива на энергоблоке типа ВВЭР-1000 с 14,66 суток до 8,75 суток, при этом повысить уровень безопасности транспортно-технологических операций с ядерным топливом. ТТК нового поколения внедрен и успешно эксплуатируется на всех четырех энергоблоках Ростовской АЭС. Результаты работы также внедрены и используются на зарубежных АЭС Бушер (Иран) и АЭС Тяньвань (КНР), а также при создании ТТК для энергоблоков № 1 и № 2 Нововоронежской АЭС-2, энергоблоков №3 и №4 АЭС Куданкулам (Индия). Ежегодный экономический эффект от внедрения ТТК нового поколения, определяемый стоимостью произведенной электроэнергии за счет сокращения времени перегрузки ядерного топлива, составляет до 147 млн. руб. на каждом энергоблоке.

Ежегодный суммарный экономический эффект от внедрения результатов работы превышает 2 млрд. руб. При этом до 95% компонентов и аппаратно-программных средств роботизированного ТТК производится в РФ, что позволило сохранить прежние и организовать новые рабочие места на предприятиях различных отраслей отечественной промышленности.

Научная новизна работ защищена 20 свидетельствами и патентами, в том числе зарубежными, отмечена золотыми медалями и дипломами на всероссийских и международных выставках.

Программируемый логический контроллер для АЭС: разработка и внедрение

Наряду с модернизацией транспортно-технологических комплексов НИИ МВС ЮФУ на атомных электростанциях осуществляет и другие опытно-конструкторские работы.

Проведена модернизация полярных кранов (полярный кран, имеющий собственный вес в 670 тонн, поднимает грузы до 450 тонн, во время планово-предупредительных ремонтов на АЭС практически не простаивает) на энергоблоках Ростовской АЭС, Калининской АЭС и на АЭС Бушер (Иран).

Разработаны, изготовлены и поставлены системы управления транспортным шлюзом, аварийным шлюзом и шлюзом персонала с системой теленаблюдения для энергоблоков Ростовской АЭС, Балтийской АЭС, Белорусской АЭС, АЭС Куданкулам (Индия), АЭС Аккую (Турция).

Разработаны, изготовлены и внедрены программно-технические средства контроллера-регистратора для системы управления тамбур-шлюзом на плавучей АЭС.

Разработана система управления в хранилищах твердых радиоактивных отходов.

Ныне ведется модернизация транспортно-технологических комплексов атомных станций Куданкулам (Индия) и Аккую (Турция).

Команду наших ученых, работающих на атомную отрасль, возглавляет лично академик РАН Игорь Анатольевич Каляев; наряду с Владимиром Владимировичем Коробкиным в неё входят конструктор Наталия Александровна Васильева и программисты: Александр Игоревич Серогодский, Анатолий Сергеевич Ковалев, Владимир Юрьевич Кузнецов и Дмитрий Юрьевич Оберман.

Источник: Владимир Прозоровский, «Таганрогская правда». Ссылка на сайт